Этнокультурные центры коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ
Создана на средства гранта Президента Российской Федерации
для поддержки творческих проектов общенационального
значения в области культуры и искусства

Эвенкийский этнокультурный центр «Сардаана»

niz
Эвенкийский этнокультурный центр «Сардаана» действует при Досуговом центре п. Перевоз. Поселок Перевоз – это одно из мест компактного проживания коренных малочисленных народов Иркутской области – эвенков.

Основная цель деятельности этнокультурного центра - сохранение, возрождение, развитие культуры коренных малочисленных народов – эвенков, традиций и обычаев, определяющих самобытность народа. При этнокультурном центре «Сардаана» действуют хореографические ансамбли «Аяльди», «Синелгин», фольклорный коллектив «Улгуни», знакомящие эвенкийским народным творчеством. Творческие коллективы этнокультурного центра активно принимают участие в мероприятиях областного уровня. Специалисты этнокультурного центра «Сардаана», мастера самобытной эвенкийской культуры, знакомят с национальными промыслами: резьбой по кости, выделкой меха и шкур и изготовлением изделий из них, вышивкой бисером.

niz

Традиционно В п. Перевоз проводится национальный праздник «Кумалан – наму рода моего».

Цель мероприятия – повышение социального статуса эвенкийской семьи в деле воспитания и развития детей через использование богатства этнической культуры, образа жизни коренных малочисленных народов Севера Иркутской области, укрепление межродовых и семейных отношений, возрождение и сохранение кумалана (мехового коврика) как сакрального эвенкийского произведения искусства, повышение национального самосознания, любви и уважения к родной культуре, развитие музыкальных интересов, потребностей, индивидуальных способностей ребенка повышение ценности эвенкийской семьи, развитие народных и художественных промыслов. Праздник проходит в форме конкурсной программы с элементами обрядовых действий.

Начало праздника - традиционный обряд «Секалаон», что в переводе с эвенкийского языка означает «медведь». «Секалаон» – это дань уважения к зверю. Каждый пришедший на праздник должен погладить Хозяина тайги, это поможет обрести мужество и духовную силу.

Все гости праздника приходят с разноцветными полосками ткани, чтобы поучаствовать в обряде «Улгани-да». У эвенков полоски тканей олицетворяют нити жизни, судьбы. Привязывая их на обрядовое дерево, каждый загадывает заветное желание.

Праздник включает и конкурсные задания, такие как: «Визитка», «Кумалан-наму рода моего», творческий конкурс «Икэн-икэнден», конкурс-выставка декоративно-прикладного искусства «Радуга эвенкийских кумаланов», конкурс детских рисунков «Я рисую кумалан». Участники рассказывают о своем роде, старейшинах, обрядах и обычаях, которые соблюдаются в их семьях, исполняют эвенкийские песни и национальные танцы.

Участники шьют новые национальные эвенкийские костюмы с использованием элементов своего рода. Каждая семья шьет кумалан – меховой коврик. Эвенки-орочоны считают, что земля выглядит как кумалан, вся земля-кумалан разделена на родоплеменные территории. А слово «наму» обозначает «родовая территория». Таким образом, ритуальные шаманские коврики наму использовались как наглядное представление о родовой территории эвенков.

niz

    niz

    Источник фото и информации:

    http://etno.pribaikal.ru